Hyper-X: гиперзвуковые технологии 21-ого века

Представьте себе, что самый длинный перелёт, совершающий пассажирский лайнер, к примеру, из США в Австралию займёт у вас около двух часов времени. Если же вам захочется посетить какую-нибудь космическую станцию, то путешествие туда и обратно займёт в среднем несколько дней.

Hyper-X: гиперзвуковые технологии 21-ого века

В 21-ом веке скорость звука становиться всё меньше и меньше... или человек становиться всё быстрее, разрабатывая всё более быстрые самолёты и пассажирские лайнеры. В любом случае, человечество ждёт перемены.

Посетители 50-ого ежегодного воздушного шоу Experimental Aircraft Association's AirVenture, проходившего 23 июля в Оскоше, штат Висконсин, смогли впервые наблюдать предложенные НАСА модели летательных аппаратов серии "Hyper-X".

Модель гиперзвукового лайнера

Пока этим технологиям прийдётся пройти множество тестов, время окончания которых приблизительно оценивается концом этого десятилетия. В случае упешных результатов, человечество создаст новое поколение транспортных средств, которое ежедневно будет совершать перевоз миллионов пассажиров из всевозможных точек земной поверхности. При этом скорость будет достигать 6000 км/час - уровень, на котором сверхзвуковой лайнер переходит в категорию гиперзвукового.

Аэротехнологии 21-ого века

Однако главная цель НАСА, инвистировавшая капитал в сверхзвуковые технологии - усовершенствование космических летательных аппаратов многоразового использования.

Аэродвигатели для гиперзвуковых летательных аппаратов, известные как "combined cycle" системы (системы "совмещённого цикла") из-за наличия градуировочной системы для достижения летательным аппаратом оптимальной скорости полёта и преодолевания земного притяжения. Системы "совмещённого цикла" захватываю воздух из атмосферы в процессе полёта, что увеличивает эффективность в 5-10 раз по сравнению с обыкновенными реактивными двигателями.

Один из экземпляров гиперзвукового лайнера при тестировании набрал скорость более чем в два раза превышающую скорость звука, при этом турбина была выключена, и система снабжалась лишь кислородом из атмосферы, необходимого для горения топлива. Когда скорость летательного аппарата достигла 10-15 кратного уровня скорости света, ускорение было настолько велико, что аппарат в состоянии был преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту.

Сама по себе идея преобразования суборбитального летательно аппарата в орбитальный не новая: гипперзвуковые исследовательские программы НАСА датируются ещё 50-тыми годами. Однако длительное время эти технологии существовали лишь ввиде чертежей и документаций, одна из причин - недостаточное количество практических знаний.

Проекты "Hyper-X"

Перспективный X-43B

Hyper-X включает в себя созданные НАСА три летательных аппарата: X-43A, X-43B и X-43C.

Модель Х-43А представляет собой беспилотный иследовательский корабль, являющийся продолжением модификации ракеты-носителя "Пегас". Запус впервые был произведён в июне 2001 года. В течение полёта произошло происшествие и проект был принудительно закрыт. НАСА успела построить три прототипа Х-43А. Ещё два демонстрационных корабля было построено позже, в начале 2002. Топливом для Х-43А являлся водород, что позволяло ему развивать скорость до 13-16 тыс. км/час.

Прототип Х-43С в данный момент находиться на стадии разработки. Предполагается, что летательный аппарат будет разгоняться до скорости 14000 км/час. НАСА начнёт тестирование Х-43 только в 2008-ом году.

Что касается Х-43В, то это самая габаритная модель из всей серии. Её производство и тестирование будет происходить в конце этого десятилетия.

Австралийский scramjet

Австралийский scramjet

Пока суд да дело, американцев опередили коллеги австралийцы. Буквально вчера ракета со scramjet'ом была успешно запущена с аэропорта Вумера на юге Австралии, разогналась до почти 8 Махов и через пару секунд была взорвана над пустыней - чтобы, не дай Бог, куда-нибудь не врезалась. Если все измерения окажутся согласованными с теорией, то это можно будет считать прорывом в авиастроении. Австралийский двигатель, кстати, в 150 раз дешевле американского.

В заключение

В любом случае, появления пассажирских гиперзвуковых самолетов нам придется ждать еще лет тридцать - по крайней мере, так обещают в NASA. Про такие самолеты известно только то, что у них не будет иллюминаторов и что полет к антиподам будет занимать всего 2 часа - то есть даже покормить по-человечески не успеют.

НАСА предполагает инвестировать около 700 милл. долларов в гиперзвуковые исследования и разработки на протяжении пяти лет, сообщает Стив Кук (Steve Cook), исполняющий менеджер Marshall Advanced Space Transportation Program.

Инвистиции, говорит Кук, принесут в будущем плоды, открыв новый коммерческий рынок для индустрии и продвинут исследования человеком и механическими роботами Солнечной Системы.

Популярно:

Наука и техника Изобретения и технологии - Интеллект-сплавы - Дом под парусом - Гиперзвук - Биометрия глаза - Компьютерное кофе - Сила автоэлектроники Контакты по сайту


:: Если конкурента нельзя купить, его следует продать.